Фредерик ван Эден (1860-1932) – нидерландский писатель, один из первых исследователей осознанных сновидений.
СКАЧАТЬ - Исследование сновидений
Через несколько лет ведения дневника снов ему, наконец, удалось в состоянии ясного сознания увидеть сновидение. Восторг и радость от первого успеха пребывали с ним весь день и не покидали еще долгое время.
С тех пор начал разрабатывать свою теорию и выделил 9 типов сновидений, основные из которых - ложные, демонические и осознанные. Последние, конечно же, казались автору наиболее приятными и заслуживающими самого тщательного изучения.
В 49 лет Фредерик написал роман «Невеста из сновидений» с целью познакомить широкую публику со своими необычными идеями. Позднее в журнале парапсихологии вышла публикация «Исследование сновидений», в которой первостепенное место занимали осознанные сновидения.
Несмотря на писательскую популярность, его концепция сновидений долгое время оставалась малознакомой обществу. Лишь книги Селии Грин «Осознанные сновидения» и Чарльза Тарта «Измененные состояния сознания» принесли широкую известность Эдену в данном направлении.
Фредерик ван Эден и его взгляды на сновидения
Еще будучи мальчиком, Фредерик верил в справедливость и ждал за труды истинного наслаждения. Не давая обмануть себя фальшивой монетой, требовал равноценную награду - добротный и неподдельный товар.
Отец же верил в силу и действовал с точностью до наоборот, как желал поступать. Он обманывал себя и других, получая в награду пустые радости - ничтожные и жалкие наслаждения вместо настоящего счастья.
Проявляя интерес к философии, мистицизму, спиритизму и всему необычному, все же больший след Эден оставил именно в учении о сновидениях. По его мнению, жизнь в них не менее реальна, чем в бодрствовании. Телу сновидения присущи все чувства восприятия: оно не только видит, осязает, слышит,вкушает и обоняет, но и ясно мыслит.
А те философы-обыватели, сравнивающие сновидение всего лишь с «иллюзией», а «реальность» с восприятием дня - разрушают очень многое. «Иллюзии нет, - говорит Фредерик, - а только известное и неизвестное, уже открытые и еще не открытые истины…»
Ясность во снах для автора не цель, а средство для исследования сновидческих миров. Главная его идея, рожденная опытом и размышлениями:
«Разгадка тайны жизни лежит в наших сновидениях»
Эден считал, что человечество рано или поздно зайдет в тупик в поисках этой разгадки в явлениях дня, которые не простираются за жизнью и заканчиваются с кончиной тела. Сны же еще не исследованы и граничат с теми областями бытия, на которые мы хотим пролить свет даже больше, нежели на физическую жизнь.
Исследование осознанных сновидений
Фредерик каждое утро тщательно запоминал ночные сновидения и вечером перед сном самовнушал нужное сновидение.
Конечно же, больше всего хотелось осознать себя во сне и развить это сознание до более устойчивого и продолжительного состояния.
Всегда было восхищение по пробуждению от успешной попытки; он ходил, ясно думал и наблюдал с полной памятью и самосознанием в том таинственном, удивительном и обманчивом мире. И, естественно, переживал огорчение и досаду, когда осознанность не приходила.
Была у Эдена надежда достигнуть легкого перехода от бодрствования ко сну без потери сознания и каждую ночь созерцать сновидения как реалии дня, удвоив тем самым свою жизнь. Более того, желал победить злое и бесовское, найти чистое и небесное, а также извлечь из неизвестного мира и другие ценности.
Но его ожиданиям не суждено было всецело исполниться. Лишь несколько раз получалось перейти в сновидение без провалов в сознании, а достичь ясности на протяжении всего сна и близко не получалось, т.к. счастливые сновидения оказывались короткими, да и не частыми. Подчас целые недели и даже месяцы проходили без сознательных наблюдений, затем какая-то необъяснимая причина вновь вызывала ясные моменты восприятия три или четыре ночи подряд.
В книге совершенно не обсуждается методы достижения осознанности. Однако автор указывает некоторые закономерности в ее возникновении:
1) Прекрасное здоровье, уравновешенность ума и тела и освежающий сон;
2) Большинство ясных сновидений случаются между 5-8 часами утра;
3) Полёты и плавание являются указателями на приближение осознанности.
Страх, блаженство и пошлость в сновидении
Сновидения, наполненные страхом или блаженством, многим из нас небезызвестны. Снились они и Фредерику, причем с невероятной яркостью. Поражало в сюжетах присутствие сильных чувств – необъяснимого отчаянного ужаса или отвращения, либо чудесного и совершенного блаженства.
Борьба, ведущаяся днем против своих назойливых страстей, продолжалась и ночью. Его искушали и втягивали в пошлые, эротические или страшные сцены, в которых он иногда принимал активное участие, а по пробуждению испытывал негодование и пристыженность от собственной слабости.
Полеты безошибочно предвещали скорый переход в радостную сферу. Именно сюда, где всегда чувствуется присутствие Бога, Фредерик желал попасть. Однако за сферой радости неизбежно следует сфера бесов с их кознями и проделками.
Самая обычная забава этой шайки - заставить тебя «проснуться» в сновидении. Ты открываешь глаза и узнаёшь свою спальню, а поднявшись, замечаешь нечто странное: двигается кресло, одежда расхаживает, окна, свет - всё какое-то другое… И тут же понимаешь, что продолжаешь находиться в мире теней.
Первые случаи таких ложных пробуждений ужасно пугали Фредерика, от чего всячески и истерично старался пробудиться.
Со временем тревога проходила и только когда сборище призраков становились излишне назойливыми, сдерживал их повелительными словами или задавал им хорошую взбучку ударами плети.
Эден всегда утверждал, что человек никогда не просыпается более свежим, счастливым и свободным, чем после такой успешной борьбы.
Важно отметить, что автор не был уверен в реальности существования этих сущностей. Он допускал возможность нахождения их в своей психике - порождением воображения и предлагал сражаться с "демонами", что схоже с методикой сеноев – встречи опасности и ее преодоления.
Каждый практик рано или поздно сталкивается с беспокойством и ужасом. Меня это также не обошло стороной, и свой опыт борьбы изложил в статье страх в практике фазы. Уверен, что данный подход будет для Вас показательным и действенным.
Эксперименты во сне в состоянии ясного сознания
После каждого ясного сновидения Фредерик, еще лежа в кровати, составлял план будущих действий. Затем, перед самым засыпанием снова отчетливо формулировал и вбивал в память своё намерение.
Ван Эден уделял серьезное значение экспериментированию со сновидениями. Примером может послужить нижеприведенный отчет:
9-го сентября 1904 г. увидел сон, что нахожусь у стола перед окном, на котором наблюдал разные предметы. Я четко осознавал сон и стал размышлять, какие бы провести эксперименты. Начал с попытки разбить стекло ударом камня. Я расположил небольшую стеклянную плитку на два камня и приложился по нему третьим, но он не разбился. Затем взял со столика изысканный красный бокал и со всей мочи ударил его кулаком, рассуждая тем временем как опасно это было бы в бодрствующей жизни; однако, бокал оставался целым. И вдруг, когда я вновь посмотрел на него спустя некоторое время, он оказался разбитым.
Разбился совершенно правильно, но немного позже, подобно актёру, пропустившему свою реплику. Это дало мне очень забавное впечатление пребывания в поддельном мире, хитро сымитированном, но с небольшими изъянами. Я взял разбитое стекло и выбросил из окна, чтобы узнать услышу ли звон. Я ясно услыхал шум и даже заметил пару собак, убегающих прочь, что было вполне естественно. «Какой же забавной получилась имитация мира», - подумал я. Далее взял сосуд с красным вином и, опробовав его на вкус, отметил: «Да, в мире сновидений воспринимать вкус тоже можно по своему желанию, и действительно - это вкус вина».
Каждый человек, вне всякого сомнения, видел во сне умерших. Поэтому, особый экспериментальный интерес Фредерик оказывал сфере пребывания мертвых, где, как он считал, продолжает пребывать индивидуальная память скончавшегося человека.
Небезуспешно экспериментируя с этой областью, он намеренно вызывал усопших и обменивался с ними определенной информацией. Далее проверял ее через медиумов, в которых эти мертвые могли «входить» и, стало быть, подтвердить или опровергнуть факт своего общения с ним.
Итог исследовательской деятельности
Тем не менее, весомого прогресса в исследовательской деятельности так и не произошло. Разочаровавшись в своих духовных исканиях, Эден отметил в записях следующее:
«Я утратил надежду и веру в свои способности. Осознанные сны не посещали меня уже несколько лет. Я подавлен и ощущаю, что мои силы иссякают».
Единственно чего боялся Фредерик - лишиться ума в преклонном возрасте, хотя верил в возможность избежать такого исхода благодаря созерцательной способности.
Но, видимо, страх преобладал, и на старости лет таки проявилось серьезное душевное расстройство. Умер исследователь на 73-м году жизни.
К сожалению, в последующих книгах подобных тематик Фредерик ван Эден если и упоминается, то лишь как «создатель» термина осознанное сновидение и не более.
На самом же деле его вклад в исследования сновидений явно недооценен и справедливо заслуживает куда большего внимания.