Много лет родители маленького сына учили видеть сны, набирали опыт и готовили его к великому сновидению. С ним мальчик обретет право на любую значимую роль в индейском племени: станет охотником, рыболовом, целителем, предсказателем или даже воином.
Наконец настал судьбоносный момент. Вместе с остальными подростками его приводят в специальное отведенное место, где в течение нескольких дней и ночей должно прийти желанное сновидение.
Родные удаляются в глубину леса, а мальчик один, встревоженный и напуганный, начинает ждать… Старательно концентрируясь на своей мечте стать шаманом, засыпает, с надеждой предвкушая решающее видение…
Сновидения - опыт американских индейцев
Все индейские племена Северной Америки придавали огромную важность снам. Западные люди, пришедшие сюда, усмотрели порядка миллиона индейцев, располагавшихся в разных районах на больших территориях. Климатические условия этих зон были различны, как и традиции коренных жителей Америки.
Многочисленные племена - ирокезы, оджибва, чироки, пуэбло, шошоны и другие отличались между собой в языке и образе жизни. Одни выращивали зерно и табак, другие занимались животноводством, собирательством и охотой, пряли шерстяные одеяла, выполняли ювелирные изделия из серебра. Эти различия в значительной мере сохранились и до сей поры, но общим оказалось то, что индейцы придавали большую значимость снам.
Сновидения зачастую были частью религиозной и социальной системы племени, в которой важную роль занимал толкователь снов. Сновидения обеспечивали контакт с потусторонними духами, получали от них силы и предвидение будущего.
Существовали ритуалы по отпугиванию плохих и привлечению хороших снов. Через них временами занимались психологическими проблемами, в ходе которых выявлялись скрытые желания и назначались соответствующие исцеляющие ритуалы. Естественно, всякое племя полагало, что именно их метод работы со сновидениями наиболее важен.
Роль сновидений для коренных американцев
Изучение роли сновидений в культуре американских индейцев, определенно заслуживает отдельного внимания. Но мы не станем обсуждать в данной статье вредные для здоровья методы вызывания сновидений (галлюциногенные растения – грибы и кактусы), а сосредоточим внимание только на том, что может быть полезным для нас.
Первый принцип: любому, считающему свои сны чем-то важным и более того жизненно необходимыми для успеха, они обязательно придут на помощь и без труда запомнятся.
Мы видим, что индейцы относятся к снам совсем не так, как люди Запада. Они осознают их ценность и определили вид, важный для успеха. Планирование снов происходит детально.
К примеру, будущему шаману нужно увидеть четыре характерных сновидения в определенном порядке; будущему воину должны присниться по отдельности принципы проведения военного похода: каким путем ему следует идти, где расположить лагерь и найти еду, как много врагов будет повержено, сколько его воинов погибнет и т.д.
На индейцев сильное влияние оказывают их традиции, потому часто видят требуемые сны, так называемые «сновидения культурной среды». Похожая концепция существовала и у древних сновидящих, ожидающих в священных спальнях исцеляющие виденья. Нынешние психологи сказали бы, что такие сны одобряются и вознаграждаются обществом, потому шанс увидеть его возрастает.
Индейцы в награду за правильные сны получают жалование в виде положения в обществе. Наш социум обходиться без подобных «премий» и поэтому у нас нет «сновидений культурной среды».
Но каждый сам может наградить себя за внимание к снам - получить наслаждение от самого процесса, какого-либо творческого достижения или же возросшего мастерства в повседневной жизни. Побеждая врагов в кошмарах, мы становимся способными преодолевать трудности реального мира, что вселяет веру на другие аналогичные видения.
Сновидения культурной среды коренных жителей Америки начали уходить в прошлое, когда подверглись западному влиянию. Испытав воздействие нашей цивилизации, число снов обусловленных их культурой, стало меньше и куда более снов, связанных с индивидуальными проблемами. Из чего следует, что правило, выведенное нами из индейского опыта, заключается в регулярном поощрении сновидений.
Индейцы, воспитывая детей, поощряют их внимание к снам. Мы тоже можем стимулировать свое уважение и интерес к сновидениям на требуемую тему и видеть их.
Давайте позаимствуем у индейцев еще один принцип – представлять элементы сновидений в нашей дневной жизни.
Индейцы придавали формы образам из своих снов. Считается, что многие элементы и атрибутика индейской культуры взяты из снов: танцы, песни, традиционные предметы – головные уборы, барабаны, трубы и др.
Патриция Гарфилд, автор книги «Творческое сновидение», отмечает, что символы сновидений, которые она привнесла в свою повседневную жизнь, вселяли чувство удовлетворения.
Она предлагает придавать им видимые, слышимые и осязаемые очертания: вылепить из глины или пластилина необычную фигуру; вышить на своей одежде необычный знак; сыграть или напеть услышанную мелодию; записать стихи, сочиненные во сне и тому подобное.
Учимся у индейцев
У индейских сновидящих мы научимся многому полезному и результативному, если:
1) Внедрим сновидческие символы в нашу обыденную жизнь. Так мы обогатим свое окружение и поспособствуем интеграции нашей личности.
2) Используем сновидения как площадку для разрешения жизненных задач. Так мы разовьем самостоятельность и устойчивость. А использование этих принципов большего числа людей может оказать содействие в оздоровлении общества в целом.
У индейцев не было такого предубеждения и скептического отношения к значению снов, которые присущи нам.
Многочисленные обряды и ритуалы показывают, что они обладают гораздо большим творческим воображением, интуицией и внутренним видением в сравнении с западными людьми.
Карл Густав Юнг (1875-1961) - психолог и философ лично посетил племя пуэбло в штате Нью-Мексико. Вождь индейцев Охвия Биано сказал Юнгу слова, поразившие его своей страшной правдивостью:
"Посмотри, - говорил вождь, - какими жестокими кажутся белые люди. У них тонкие губы, острые носы, их лица в глубоких морщинах, а глаза все время что-то ищут. Чего они ищут? Белые всегда чего-то хотят, они всегда беспокойны и нетерпеливы. Мы не знаем, что они хотят и не понимаем их. Нам кажется, что они сумасшедшие".
Карл Юнг спросил, почему он считает всех белых сумасшедшими? "Они говорят, что думают головой", - ответил вождь. "Ну, разумеется! А чем же еще думать?" - удивился Юнг. "Наши мысли рождаются здесь", - сказал Охвия, указывая на сердце.
Есть над чем задуматься, неправда ли?
Ознакомьтесь дополнительно с опытом народа сеноев, которые зашли еще дальше в плане психологического здоровья благодаря работе со сновидениями.